Home » Наша «Проба пера»

Версия для слабовидящих

Как нас найти
Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Погода
Яндекс.Погода
Счетчик посещений
счетчик посещений

Опрос для посетителей сайта

Как вы считаете, какую сторону школьной жизни надо освещать более подробно?
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
ШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ДОСТИЖЕНИЯ ШКОЛЫ
СТАТИСТИЧЕСКИЕ (РЕЙТИНГОВЫЕ) ДАННЫЕ
Смотреть результаты

Наша «Проба пера»

НАША  «ПРОБА  ПЕРА»

(В рамках Всероссийского конкурса литературного творчества  «Проба пера», Программы  «Одарённые дети») 

Руководитель творческой группы: Кувшинова Елена Владимировна (учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1»)

     Четвёртый год мои ученики участвуют во всероссийском конкурсе литературного творчества «Проба пера». Омский детский клуб «Таис» предоставляет детям замечательную возможность попробовать себя в роли писателей, поэтов, журналистов в  номинациях «Словесность-Проза», «Словесность-Поэзия», «Журналистика». Конкурс существует  пятый год при поддержке департамента образования Омской области и Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского (ознакомиться с информационным письмом)

     Четыре года назад со своими публицистическими статьями выступили ученики нашей школы девятиклассники Сергей Злобин (о проблеме цейтнота в жизни современных подростков и вообще об отношениях человека со временем) и Ольга Горбунова с философским эссе о любимых фильмах. Пятиклассники Даша Баглаева, Регина Кокорина  и Дима Плясовсих отправили на конкурс свои стихи. Это была первая ласточка, но она немного не долетела до вершины. Ограничились удовольствием, которое получили от самого творческого процесса и факта участия в чём-то грандиозном. Они были первопроходцами…

     Зёрнышко упало на благодатную почву, пустило корни. На следующий год мы представили девять работ в номинациях «Словесность» и «Журналистика». Это были произведения десятиклассниц: лирические стихи Алёны Кизеевой («С открытой душой») (ознакомиться) и литературоведческое эссе о Лермонтове Насти Старовойт (ознакомиться). Буйная фантазия шестиклассников (не без влияния произведений, прочитанных по Бунеевской программе) вылилась в разножанровые творения: «Сиреневый сон из коллекции феи Берилюны» Ксении Штурмер (ознакомиться) о том, что мама даже во сне рядом (рассказ – своеобразный подарок маме), «В пятницу, тринадцатого, в полночь»   (ознакомиться) (Немножко страшная история, рассказанная в жанре пародии на «ужастики») Лены Кириченко, рождественская, стилистически очень красивая миниатюра Полины Переваловой «Мир за окном» (ознакомиться), светлая, добрая сказка «Рождественская ночь» Лизы Иванченко (ознакомиться), фантастический сон «У зеркала» Алины Никулиной (ознакомиться) и загадочная «Страна Чудес» (ознакомиться), откуда даже не хочется возвращаться в реальность,  Богаутдиновой Алсу. И ещё абсолютно реалистическая, но в то же время сдержанно-лирическая проза восьмиклассника Коли Бавина (абсолютно реалистический рассказ «Мечтать не вредно, или Фактор наследственности» (ознакомиться)). Остался любимым детьми жанр рождественской сказки: интересный сказочный сюжет по мотивам русского фольклора и эзотерической символики сочинила Регина Кокорина  («Волшебные спички» (ознакомиться)).

      Победителем стала Настя Старовойт (эссе о «шотландском следе» в биографии и творчестве М.Ю.Лермонтова — «С отчаяньем бессмертья» (ознакомиться)). Четыре работы завоевали право печататься в электронном сборнике детского клуба «Таис»: рассказ Алсу Богаутдиновой, работы Полины Переваловой, Регины Кокориной и Лизы Иванченко. Они —  призёры! Радости – вулкан! Остальным начинающим авторам не хватило совсем немного — одного балла! Они получили сертификаты участников конкурса. В то же время  мы осознали и свою ответственность: если тебя признали как начинающего писателя, держи марку! И  снова, едва миновали каникулы, наш дружный писательский коллектив приступил к работе.

     На конкурс «Проба пера» 2015 года мы представили пять работ, из которых четыре стали победителями и были напечатаны в сборнике детского творчества «Вдохновения лёгкая поступь».  Стихи выпускницы Яны Трушниковой («Две войны» (ознакомиться))  вошли в электроннный сборник, который можно почитать на сайте  клуба «Таис» www/taisclub.ru. А сколько радости получили участники конкурса и их родители, когда 22 апреля 2016 года в омском музее имени М.А.Врубеля им торжественно вручили  дипломы победителей и свеженапечатанные,  нежно-голубого цвета, сборники с их творческими работами! На этот раз Лена Кириченко написала портретный очерк-биографию своей прабабушки Софьи Ивановны Шнайдер, пережившей войну, плен, репрессии («…Чтобы и о них тоже помнили» (ознакомиться)). Полина Перевалова создала оригинальный сюжет по мотивам сказок и биографии Г.Х.Андерсена («Однажды в Оденсе» (ознакомиться)), а Богаутдинова Алсу попробовала перо в жанре «синтетического» эссе, в котором причудливо переплелись реальные факты литературной биографии поэта В.В.Маяковского, и приёмы фантастики и литературной мистификации, и тонкая философская лирика в прозе  («Путешествие футуриста» (ознакомиться)).

     В 2016 году мы снова представили на конкурс «Проба пера» пять работ: четыре в номинации «Словесность-Проза» и одну в номинации «Словесность-Журналистика». О чём размышляют восьмиклассники? О любви и дружбе, об отношениях с родителями, о поисках человеком своего места в этом мире и, конечно, о необыкновенном, таинственном, загадочном в нашей жизни. Важно не только найти интересную историю, важно уметь её рассказать. Сюжеты вокруг нас, стоит только присмотреться, и нам особенно интересно, когда героями историй становимся мы сами. Ну, или наши ровесники, похожие на нас. Победителем на этот раз стала работа Ксении Штурмер (рассказ «С ЛЮБОВЬЮ — НАДЕЖДА» (ознакомиться)), написанная в жанре личного дневника от лица девочки с ОВЗ. Это история о призвании и таланте, о преодолении себя, о любви к людям и к жизни. То, о чём пишет автор, он знает не понаслышке: Ксения много лет занимается в танцевальном коллективе, любит танец как профессию, поэтому её мысль о том, что каждый человек должен искать себя и может найти своё призвание в любом нужном деле, поучительна, будит мысль, вызывает сопереживание. Рассказ Ксении будет опубликован в ежегодном печатном  сборнике клуба «Таис» в апреле 2017 года.

     Всего на один балл «отстали» от Ксении товарищи по писательскому цеху (хочется сказать именно так), стали призёрами конкурса. Их работы будут опубликованы в электронном сборнике детских творческих работ «Пробы пера».

     В рассказах юных писателей реальность переплетается с фантастикой. И это не просто художественный приём, а, скорее, тип мышления, свой взгляд на мир, в котором они видят столько тайн и загадок. И не только потому, что это поколение, воспитанное на «Гарри Поттере», «Властелине колец» и «Хрониках Нарнии». Вглядываясь в мир, там, где, как в «Маленьком принце» А. де Сент-Экзюпери, взрослые видят просто ящик,  они видят удивительного барашка внутри ящика и непременно стараются выпустить его на волю. В своих произведениях дети размышляют об отнюдь не детских вопросах и проблемах. Человеку с фантазией будет интересно услышать загадочную историю, случившуюся в наши дни в старинной калининградской библиотеке с девочкой, любившей историю средних веков и случайно прикоснувшейся к сокровенной тайне мироздания (рассказ «Для тебя» Полины Переваловой (ознакомиться)). Это «рассказ в рассказе», загадочная история с неожиданной концовкой, а точнее, история без конца, приглашающая читателя к размышлению и сотворчеству. Близок по духу рассказ Юлии Лагуткиной  «Жить с тайной» (ознакомиться). На первый взгляд, та же любовь к истории – только здесь «героями» сюжета выступают древние майя, — те же тайны, неожиданная концовка… Но ни одна фантастическая история не будет интересной, если её содержание составляют только чудеса. В рассказе Юли Лагуткиной  интересно наблюдать за тем, как происходит процесс осознания героиней очень сложных для её возраста проблем, понимания того, что на её плечи возложена ответственность за жизнь людей, принятия самопожертвования, которое совершает ради людей близкий для неё человек – её дедушка, терять которого ей очень больно. Напряжённая духовная работа, которая происходит в душе героини, под силу не всякому взрослому, а ведь девочка ещё только начинает взрослеть. Перед нами действительно сильная и неординарная личность, и мне отрадно, что юных писателей привлекают такие герои.

     В детских работах этого года есть ещё одна особенность: это интерес детей к людям с какими-то особенностями, будь то героиня-«ботаник», «выпадающая» из обычной среды своих сверстников, или человек с ОВЗ, чьи проблемы непонятны здоровым и довольным собой людям. Поскольку рассказы написаны в форме дневника и от первого лица, это означает, что детям интересно взглянуть на мир глазами другого, непохожего на них человека. Вспомним, Тургенев вёл дневник от лица Базарова, чтобы понять своего героя-нигилиста, чуждого ему по духу. Герои рассказа Алины Никулиной «Я научусь видеть мир» (ознакомиться) — русская девушка и японский мальчик, талантливые художники, лишённые она – зрения, он – возможности двигаться. Она потеряла самого дорогого в её жизни человека – маму, он переживает за своего дедушку, пережившего атомную бомбардировку в Нагасаки и потерявшего возможность общения с людьми. Все герои талантливы, но не только умение рисовать и вырезать из дерева фигурки драконов составляет их главный дар. И русская слепая художница, и японский мальчик с ДЦП, и его дедушка, которого всю жизнь не отпускает видение ослепительной вспышки на фоне гигантского уродливого гриба над родным городом, все они обладают бесценным даром человечности и любви к жизни. Поэтому они находят своё место в жизни и то, ради чего хочется жить.

     Есть одна работа и в номинации «Журналистика» — это эссе о судьбе русского языка, точнее, размышление о том, что является для русского языка роковым Чернобылем, оставляющем после себя разрушение и запустение. Речь в статье Ангелины  Жолнерчук  «Ангелы  плачут» (ознакомиться) идёт о нецензурной лексике и её пагубном воздействии на человека. Это попытка понять, почему матерная брань так «привлекательна» и её влиянию так трудно сопротивляться.

     Самое интересное в писательском деле – это сам процесс работы. Придумывание сюжета, обсуждение и споры,  поиски интересного сюжетного хода, редактирование, работа над словом… Знакомство с чеховской заповедью: вычёркивать всё лишнее. Освоение гуманистической традиции русской литературы: нельзя использовать слово для того, чтобы оно несло разрушение. Отрадно, что детское писательское слово преодолевает зло и тьму и несёт добро и свет, как и слово великих классиков, реминисценции из произведений которых явственно просматриваются в творчестве детей. А это значит, что классику читают, на неё ориентируются!

     Больше всего в детском творчестве радует желание с помощью слова наполнить мир добром и светом, сказочно преобразить его. А это значит – как в сказках, победить зло.

Результаты участия во Всероссийском  конкурсе  литературного творчества  «Проба  пера» учащихся МБОУ «СОШ №1» (ознакомиться)

     Приглашаем уважаемых читателей, любителей русской словесности, войти в нашу Страну Чудес – удивительный и добрый мир детского творчества! Читайте с нами, пишите сами! Пусть Слово объединяет нас и наставляет на путь истины.

 

С надеждой — учитель русского языка и литературы Кувшинова Елена Владимировна